ВУЗы Москвы

Высшее образование в Москве - это заветная мечта многих молодых людей. Здесь можно найти список ВУЗов Москвы, познакомиться с историей этих ВУЗов, узнать, как можно поступить в ВУЗы Москвы, узнать про платное и бесплатное высшее образование в Москве. Список ВУЗов отсортирован по алфавиту, если навзание представляет гиперссылку - для прочтения информации о ВУЗе нужно на нем кликнуть мышкой, и вы перейдете на соответствующую статью Википедии

А
Академия Государственной противопожарной службы МВД России
Академия народного хозяйства при Правительстве РФ
Академия управления МВД России
Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации
Академия хорового искусства имени А. В. Свешникова
Академия труда и социальных отношений

В
Военно-инженерный университет
Военный университет Министерства обороны РФ
Всероссийская государственная налоговая академия
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова
Высшая Школа Культурологии
Театральный институт имени Бориса Щукина
Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина

Г
Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова
Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина
Государственный университет Высшая школа экономики
Государственный университет гуманитарных наук
Государственный университет по землеустройству
Государственный университет управления
Гуманитарный институт

И
Институт индустрии сервиса
Институт криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России
Институт открытого бизнес-образования и дизайна
Институт психоанализа
Институт современного искусства
Институт стран Азии и Африки при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова
Институт экономики и права

Л
Литературный институт им. А. М. Горького

М
Международный институт XXI века
Международный независимый эколого-политологический университ
Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии
Московская государственная академия водного транспорта
Московская государственная академия физической культуры
Московская государственная академия тонкой химической технологии
Московская государственная академия хореографии
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Московский государственный университет технологий и управления
Московская художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова
Московская государственная юридическая академия
Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова
Московская сельскохозяйственная академия
Московская финансово-промышленная академия
Московский авиационный институт (государственный технический университет)
Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет)
Московский архитектурный институт (государственная академия)
Московский банковский институт
Московский военный институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации
Московский городской педагогический университет
Московский городской психолого-педагогический институт
Московский государственный агроинженерный университет
Московский государственный университет приборостроения и информатики
Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова
Московский государственный вечерний металлургический институт
Московский государственный горный университет
Московский государственный гуманитарный институт-интернат
Московский государственный индустриальный университет
Московский государственный институт международных отношений (Университет)
Московский государственный институт музыки
Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)
Московский государственный институт стали и сплавов
Московский государственный институт электроники и математики (технический университет)
Московский государственный институт электронной техники (технический университет)
Московский государственный лингвистический университет
Московский государственный областной университет
Московский государственный открытый педагогический университет
Московский государственный открытый университет
Московский государственный социальный университет
Московский государственный строительный университет
Московский государственный текстильный университет
Московский государственный технический университет "МАМИ"
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
Московский государственный технологический университет «Станкин»
Московский государственный университет геодезии и картографии
Московский государственный университет дизайна и технологии
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет инженерной экологии
Московский государственный университет культуры и искусств
Московский государственный университет леса
Московский государственный университет печати
Московский государственный университет пищевых производств
Московский государственный университет прикладной биотехнологии
Московский государственный университет природообустройства
Московский государственный университет путей сообщения
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
Московский государственный художественно-промышленный университет
Московский гуманитарный университет
Московский инженерно-физический институт
Московский институт коммунального хозяйства и строительства
Московский институт МВД России
Московский институт открытого образования
Московский институт телевидения и радиовещания
Московский институт экономики, менеджмента и права
Московский медицинский стоматологический институт
Московский педагогический государственный университет
Московский психолого-социальный институт
Московский технический университет связи и информатики
Московский физико-технический институт
Московский энергетический институт

П
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Р
Российская академия государственной службы при Президенте РФ
Российская академия музыки им. Гнесиных
Российская академия правосудия
Российская академия театрального искусства
Российская международная академия туризма (РМАТ)
Российская правовая академия Министерства Юстиции Российской Федерации
Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
Российский государственный геологоразведочный университет
Российский государственный гуманитарный университет
Российский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова
Российский государственный медицинский университет
Российский государственный социальный университет
Российский государственный открытый технический университет путей сообщения
Российский государственный технологический университет "МАТИ"
Российский государственный торгово-экономический университет
Российский государственный университет нефти и газа
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Российский новый университет (РосНОУ)
Российский университет дружбы народов (РУДН)
Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева
Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства

Ф
Финансовая академия при Правительстве РФ

Ш
Школа-студия МХАТ

Э
Экономико-правовой институт (ЭПИ)

Высшее образование (от англ. Higher education) и высшее профессиональное образование — зто верхний уровень профессионального образования, он следует после получения среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе. Высшее образование - это совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю. В отличие от общего, даже в развитых странах высшее образование не является всеобщим и тем более бесплатным.


Высшее образование преподают в высших учебных заведениях — академиях, университетах, институтах. В некоторых странах мира существуют собственные традиционные названия или вариации указанных названий.

Система высшего образования в разных странах базируется на одно-, двух-, трёх и четырёхуровневой структуре. При четырёх уровнях выпускники делятся на младших специалистов или специалистов (неполное высшее образование), бакалавров (базовое высшее образование), магистров или специалистов (полное высшее образование), докторов наук (учёная степень). При трёхуровневой системе образования, принятой в частности в России, деление происходит на бакалавров, магистров и лиц с учёной степенью.

Высшее образование можно получить в очной, заочной, вечерней, свободной формах обучения или в форме экстерната. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, объема изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т. д. происходит диверсификация студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных» и т. п.

В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок получения высшего образования очень сильно различается, и в общем случае колеблется от 4 до 9 лет.

История высшего образованияВыделение высшей ступени образования произошло еще до нашей эры, в странах Древнего Востока. Тогда, за тысячу лет до нашей эры, молодёжь, получающая высшее образование, изучала философию, поэзию, а также известные, на тот момент законы природы, получала сведения о минералах, небесных светилах, растениях и животных.

В Александрии в V—III вв. до н. э. — в эпоху эллинизма, стали создавать школы повышенного типа, в которых философия, филология, медицина и математика стали изучаться раздельно в связи с дифференциацией науки.

В Древней Греции, в которой уделялось очень большое внимание образованию молодёжи, была предусмотрена высшая ступень образования. В IV—III вв. до н. э. одним из идеологов выделения высшей степени образования был Платон. Он предполагал вовлечь в неё незначительную часть одарённой аристократической молодёжи (юношей), которая проявила способность к отвлечённому мышлению и способной изучать предметы не в прикладном значении, а в философско-теоретическом плане. Например, астрономию по этой системе необходимо было изучать не для прикладных целей — мореплавания, а для размышления о бесконечности Вселенной. Причём предполагалось, что закончившие эту ступень в возрасте 30 лет и проявившие исключительное дарование, могли продолжить образование до 35 лет с целью стать правителями государства. Сходной точки зрения придерживался в III вв. до н. э. и Аристотель, который считал необходимой третью — высшую ступень образования для развития у человека его природных способностей в триединстве физического, нравственного и умственного направлений.

В 988 году в Каире при мечети Аль-Азхар Фатимидами основывается Университет Аль-Азхар, на сегодняшний день, старейшая мусульманская духовная академия-университет. Название он получил в честь дочери пророка Фатимы Зухры. В 1961 году университет реорганизован Насером, добавившим ряд светских факультетов (медицины, сельского хозяйства и пр.). В Аль-Азхаре преподавал Мухаммад Абдо — египетский реформатор ислама и общественный деятель — после своего возвращения в Египет в 1889 году.

Дальнейшая дифференциация науки только способствовала большему выделению третьей — высшей ступени образования. Однако, определение Высшего образования в современном понимании, сложилось лишь в средние века.

С X века в Салерно, Павии, Болонье, Париже существовали университеты — места паломничества для пытливых умов. Там изучали право, латынь, философию, медицину, математику. В Англии дела обстояли несколько хуже: даже среди духовенства было немало неграмотных. И в 1117 г. создали университет с целью дать священнослужителям более полное образование. Выбор пал на Оксфорд, один из крупнейших городов королевства. Но только при Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городком. Если со временем через Оксфорд почти в обязательном порядке проходили члены высшего общества, то в средние века до этого было еще далеко. Там обучались только священнослужители, они снимали комнаты у местных жителей и зачастую были бедны.

Старейший университет в англоязычном мире и первый в Великобритании — Оксфордский университет, основан около 1117 года английским духовенством, которое решило дать своим священнослужителям образование (в отличие от континентальных, английские священники часто были неграмотны). При Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городом; со временем обучение в этом университете стало обязательным для знати. Название «Оксфорд» происходит предположительно от двух слов — «бычий» и «брод».

В XI веке открылась первая высшая светская медицинская школа в Салерно (Италия).

В XI—XII вв. появились светские высшие школы в Европе, в которых обучение и научная работа были взаимосвязаны в едином учебном процессе. В основе обучения в этих школах были положены как теоретические исследования, так и наблюдения и опыт. В это время открываются Академии в Грузии (в Гелати, Икалто и др.). Гелатская академия (расположенная близ Кутаиси) была центром светского образования в регионе — в ней изучались арифметика, геометрия, астрономия, философия, грамматика, риторика, музыка, история Грузии и соседних государств, медицина, юриспруденция, естествознание, греческий и арабский языки.

В XII—XIII вв. во многих странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия) стали возникать первые университеты. В них, в основном, было лишь три факультета — богословский, медицинский и юридический. Обучение в первых университетах велось на протяжении 5-6 лет.

В 1209 году группой профессоров и студентов, бежавших из г. Оксфорда после стычки между горожанами и студентами был основан Кембриджский университет.

В 1348 году открывается первый славянский университет в Праге.

Средневековое высшее образование, в первую очередь преследовало цель обоснования богословских догм. Лишь в XIV—XVI вв. происходит постепенное освобождение науки и образования от схоластики. Этому способствовали крупные научные открытия и успехи в области медицины в эпоху Возрождения в Италии. Среди видных представителей науки того времени — Леонардо да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц. Резкой критике схоластическая школа подверглась со стороны английского философа — Ф. Бекона. Писатели-гуманисты и педагоги того времени — Витторино да Фельтре, Эразм Роттердамский, Л. Вивес, Ф. Рабле, М. Монтень — выступали против монополизации католической церковью области образование. Они предложили новые методы обучения, основанные на развитии самостоятельного критического мышления.

Исключительно важное значение для развития высшего и образования в целом имело изобретение книгопечатания в XV в.

В 1632 году в Киеве путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы была создана Киево-Могилянская академия, в которой изучали славянский, латинский и греческий языки, богословие и «семь свободных искусств» — грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

В это время поддержка преемственной ступенчатой системы образования с высшей ступенью — академией, нашла в трудах чешского педагога-гуманиста, общественного деятеля, фактически основоположника педагогической науки Яна Амоса Коменского.

В 1687 году в Москве была организована Славяно-греко-латинская академия, которую окончили Л. Ф. Магницкий, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов.

В XVII веке начинают создаваться научные лаборатории, в которых провозглашается принцип свободного научного исследования и преподавания. В эти годы во Франции, Англии, Германии создаются первые государственные научные академии, начинают систематически издавать научные журналы.

Развитие науки, техники, мореплавания на рубеже XVII—XVIII веков приводит к повышенному спросу на специалистов с высшим образованием (т. н. в России «служилых людей»).

В 1724 году в Петербурге была создана Академия наук, при которой открывается Академический университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) и гимназия. В становлении Российского высшего образования сыграл роль Михаил Ломоносов, которому в 1758 году было поручено «смотрение» за Академией наук. Он разработал оригинальный учебный план, в котором на первом году обучения «для того, чтобы иметь понятие о всех науках, чтобы всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет» предусматривалось обязательное посещение всех лекций, на втором — посещение только специальных циклов, а на третьем — прикрепление студентов к отдельным профессорам для «упражнения в одной науке».

Стараниями Михаила Ломоносова в 1755 году был учреждён Московский университет. Среди первых профессоров которого были Н. Н. Поповский, А. А. Барсов и другие ученики Ломоносова. Подробное знакомство с МГУ представлено в разделе "Академия" "Москва" канала "Удивительные города"  MyCorso

Главное здание Горного Института (1811) в стиле классицизма, арх. А. Н. Воронихин.В результате изобретения паровой машины произошел переход от мануфактурного производства к фабричному. За этим последовал промышленный переворот. Это способствовало появлению во второй половине XVIII века в Англии, а затем и в других странах первых высших технических университетов, дающих систематическое инженерное образование. В России первым подобным заведением было основанное в 1773 году Горное училище (ныне Санкт-Петербургский государственный горный институт). В нём первоначально изучались арифметика, алгебра, геометрия, маркшейдерское искусство, минералогия, металлургия, рисование, химия, механика, физика, французский, немецкий, латинский языки. Постоянно расширяющийся список до начала XIX века пополнился многими дисциплинами, в их числе: палеонтология, горное искусство, пробирное искусство, горная статистика, горное право, черчение с моделей, всеобщая и русская история, география, логика, зоология, ботаника, чистая математика, архитектура и др. Знакомство с Горным университетом описано в материалах раздела "Академия" "Санкт-Петербург" канала "Удивительные города" MyCorso

17 ноября 1804 года в Казани учреждается Казанский университет. Уже в первые десятилетия своего существования он стал крупным центром образования и науки. В нем сформировался ряд научных направлений и школ (математическая, химическая, медицинская, лингвистическая, геологическая, геоботаническая и др.). Предмет особой гордости университета — выдающиеся научные открытия и достижения: создание неевклидовой геометрии (Н. И. Лобачевский), открытие химического элемента рутения (К. К. Клаус), создание теории строения органических соединений (А. М. Бутлеров), открытие электронного парамагнитного резонанса (Е. К. Завойский), открытие акустического парамагнитного резонанса (С. А. Альтшулер) и многие другие.

В 1830 году в Москве по указу Николая I на базе основанного 1 сентября 1763 года Императорского Воспитательного Дома создается Ремесленное Учебное Заведение (далее Императорское Высшее Техническое Училище, ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана). Его учёные и преподаватели — А. В. Летников, Н. А. Шапошников, П. К. Худяков, А. П. Сидоров, А. П. Гавриленко, В. И. Гриневецкий и другие фактически создали русскую систему системного высшего технического образования, которая основывалась на тесной связи теоретического обучения и практических занятий на базе производственных мастерских и лабораторий. Эта система была названа за рубежом «русскими методами обучения» и отмечена высшими премиями и наградами на международных выставках (в Филадельфии — 1876 году и в Париже — 1900 году). Про МГТУ им. Баумана также можно узнать много интересного в разделе "Академия" канала "Удивительные города" MyCorso

Одно из зданий в кампусе Массачусетского технологического института (Кембридж, США)В 1861 году Содружество Массачусетса одобрило хартию Вильяма Бэртона Роджерса об учреждении «Массачусетского технологического института и Бостонского общества естествознания» (ныне Массачусетский технологический институт). Вильям Бэртон Роджерс хотел создать новую форму высшего образования, отвечающего вызовам стремительно развивающейся науки в середине XIX века, на которые классическое образование было патологически не способно дать адекватный ответ. После принятия хартии Роджерс стал искать средства, развивать учебную программу и подбирать подходящее место для института. План Роджерса, как он сейчас известен, базировался на трёх принципах: образовательная ценность полезных знаний, необходимость обучения через действия и объединение профессиональных и гуманитарных наук. МИТ стал пионером в использовании инструкций для лабораторных работ. Его философия — «обучение не в манипуляциях и мгновенных деталях науки, которые можно применить лишь на практике, а в знании и понимании всех основных научных принципов с их объяснениями». Из-за начавшейся несколько месяцев спустя гражданской войны первые занятия в МИТе прошли только в 1865 году в арендованном помещении торгового дома в пригороде Бостона.

В 1870—1880 гг. во многих странах Западной Европы и Америки была сделана попытка открыть доступ к высшему образованию женщинам. В России это осуществлялось путём открытия в Москве, Казани, Петербурге и Киеве высших женских курсов. Однако только после Октябрьской революции в России женщины получили равное с мужчинами право на образование, включая высшее.

В 1914—1915 учебном году в России в 105 вузах обучалось 127,4 тыс. человек.

В 1950 году, ст. 2 Первого протокола к Европейской конвенции по правам человека обязала все подписавшие стороны гарантировать право на образование.

В 1966 году, Организация Объединенных Наций в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, гарантировала право на высшее образование, которая гласит: «высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования».

В 1970—1971 учебном году в Советском Союзе в 805 вузах обучалось 4,6 млн студентов. Из них по инженерно-техническим и экономическим специальностям — 43,6 %, гуманитарным и естественнонаучным — 35,6 %, сельскохозяйственным — 7,7 %, медицинским — 7,1 %. В их обучении было задействовано 327,2 тыс. научно-педагогических работников, в том числе 10,4 тыс. докторов и 95,3 тыс. кандидатов наук.[1]

Большой толчок к развитию, сближению и гармонизации высшего образования в Европе был дан т. н. Болонским процессом. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или «Болонскую декларацию». В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, Украины, Казахстана.

По данным на 2000 год в России 562 (45,9 %) государственных высших учебных заведений, в том числе подчиненные Министерству образования РФ — 338 (26,0 %), и 662 (54,1 %) негосударственных (из них имеют государственную аккредитацию — 203 (15,5 %)). В них обучалось 4 739 500 человек, в том числе на дневном отделении — 2 624 300 человек.

В 2005 году на каждые 10 тысяч жителей России приходилось 495 студентов, в США — 445, в Германии — 240, Великобритании — 276, Японии — 233.

Детальную информацию по теме ВУЗы Москвы, высшее образование в Москве, поступление в ВУЗы Москвы, учеба в Москве можно почерпнуть в разделе "Москва" медиаканала "Удивительные города": читать